Дизайн-проекты реорганизации школ Петербурга и Ленинградской области создают студенты СПбГУПТД

07 марта

В павильоне Российского общества «Знание» на выставке «Россия» на ВДНХ закончила свою работу мастерская федерального проекта «Школа мечты», которая собрала студенческие команды из регионов и экспертов строительной отрасли. Вместе им предстояло создать дизайн-проекты образовательных пространств школ, вошедших в федеральную программу капремонта.

В Москву отправились на выполнение важной миссии студенты и преподаватели Института дизайна пространственной среды СПбГУПТД, а также университетского Колледжа технологии, моделирования и управления. В фокус их работы вошла реорганизация лицея № 533 Красногвардейского района Петербурга, школы в деревне Раздолье и школы № 6 в Луге.

«В ходе предпроектного исследования в существующих планировочных решениях всех трех школьных зданий были выявлены значимые недостатки. Здание лицея номер 533 Красногвардейского района, типовой проект 60-х годов, изначально рассчитанное на 480 учеников, сейчас вмещает почти в 2 раза больше, из-за чего стоит острая проблема нехватки помещений. Кроме того, в этой школе, как и в Раздольской СОШ, нет отдельного актового зала. В обоих зданиях проблемы с организацией входных пространств, тесные неэстетичные гардеробы и нерациональная организация потоков движения. В Лужской СОШ номер 6 помещений хватает, но оформление вестибюля и рекреаций очень устарело и должно быть заменено современными решениями», — объясняет куратор команд, доцент кафедры дизайна интерьера и оборудования СПбГУПТД Евгений Лобанов. 

Стоит отметить, что мастерская «Школа мечты» — один из заключительных этапов работы одноименного федерального проекта, стартовавшего в 2022 году по инициативе Общественной палаты РФ и Федерального штаба общественного контроля за программой «Модернизация школьных систем образования». Задача как никогда актуальна — усилить результаты реализации президентской программы капремонта школ: дать возможность молодежи заниматься социальным дизайном, перезагрузить школьные пространства, вдохновить на качественные изменения школьной среды тех, кто сегодня принимает решения. Вызов очевиден — школы, построенные 30 — 40 лет назад, строились под другие задачи, с опорой на другие технологические возможности.

«От Университета промышленных технологий и дизайна в проекте работают три студенческие команды под руководством преподавателей. Хочу подчеркнуть, что в Институте дизайна пространственной среды СПбГУПТД уже много лет проводятся исследования в области проектирования образовательных пространств. Команды взаимодействуют с дирекциями школ, администрациями районов, родителями и учениками, уже проведен необходимый анализ, подготовлены первые варианты проектов. Работа находится на финальном этапе. Формат грамотно вписался в проектную деятельность вуза и реализуется в рамках апробации подхода «Обучение служением». Студенты оттачивают практические навыки, работают в команде и взаимодействуют с реальными заказчиками. Опыт, безусловно, ценен, именно он сегодня определяет специалиста высокого уровня», — комментирует проректор по развитию образовательных программ СПбГУПТД Наталья Климова.

Алгоритм действий напоминает некий интенсив. Работа над проектами начинается с поездки в московские школы, где можно было наглядно оценить грамотное проектирование пространства и намотать идеи, так сказать, «на ус». Команды отправляются в школы Летово, Сколково и в «Снегири». Начинается исследование функциональных зон, используемых здесь методов проектирования образовательных пространств, новых материалов и технологий. Далее команда получает своего мастера — представителя строительной или смежной отрасли, который помогает внести коррективы в уже сложившиеся на тот момент предварительный проект. Ими становятся эксперты компании Ed Architecture, архитектурной школы МАРШ, архитектурного бюро ASADOV и «Студия 44», Лаборатории дизайна Лены Ахмадеевой, студии Design4school, «Москомархитектуры», представители строительных и производственных компаний ПИК, «Самолет», «Лига» и других. Параллельно в течение двух дней на лекциях и мастер-классах от федеральных экспертов студенты изучают психологию школьных пространств, строительные нормы, кейсы интерьерных решений в других школах.

«Важно было освоить методы планирования в современной школе, чтобы понять, к чему мы движемся, где тот эталон, к которому можно стремиться в работе. Здесь хочу отметить школу «Летово» — это и абсолютно новое пространство, и новый подход к обучению. Мой тезис сформировался со временем, и заключается он в том, что школа мечты не может быть до конца сформирована без изменений в самом формате обучения, в подходе к нему», — делится студентка Института дизайна пространственной среды СПбГУПТД Эмилия Губаревич. В ближайшее время команды внесут последние правки в дизайн-проекты. Далее начнется работа с региональными властями для внедрения разработанных решений при капремонте школ.

Справка:

Команда проекта Раздольской школы в деревне Раздолье Ленинградской области: Эмилия Губаревич (ИДПС), Полина Журавлева (КТМУ), Татьяна Тюрина (КТМУ), Екатерина Мусиенко (ИДПС), Эвелина Швалова (ИДПС), Дарья Гвоздилкина (ИДПС). Куратор команды — доцент кафедры дизайна интерьера и оборудования СПбГУПТД Евгений Лобанов, наставники команды — преподаватели Колледжа технологии, моделирования и управления СПбГУПТД Сергей Шведов и Светлана Веремеенко.

Команда проекта Лицея № 533 в Петербурге: Антонина Сапрыкина (ИДПС), Вероника Панамарева (ИДПС), Екатерина Жогло (ИДПС), Галина Шаламова (ИДПС), Анна Чечулина (ИДПС). Куратор команды — доцент кафедры дизайна интерьера и оборудования СПбГУПТД Евгений Лобанов, наставник команды — ассистент кафедры дизайна пространственной среды СПбГУПТД Софья Шаманова.

Команда проекта Школы № 6 в Луге: Дарья Белобородова (ИДПС), Ангелина Смирнова (ИДПС), Валерия Рябева (ИДПС), Андрей Клещ (ИДПС), Дарья Жаркова (ИДПС), Анастасия Походяева (ИДПС). Куратор команды — доцент кафедры дизайна интерьера и оборудования СПбГУПТД Евгений Лобанов, наставник команды — ассистент кафедры дизайна пространственной среды СПбГУПТД Софья Солнцева.