Студенты СПбГУПТД разработали проект художественного оформления храма в Крыму для Академии «Меганом»

23 апреля

Студенты кафедры монументального искусства Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна разработали проект оформления храма-часовни Св. Георгия Победоносца для Академии «Меганом» в Крыму. Проект создавался в рамках программы «Церковное искусство: создание внутреннего убранства храма-часовни».

Университет промышленных технологий и дизайна представили студенты дипломного шестого курса Николь Пушкарева, Екатерина Жилко, Анастасия Баутина и Анастасия Борисова. Разработка концепции убранства велась под руководством главного архитектора храма Ксении Луговой, главного художника-реставратора Марии-Николь Селивановой и эксперта-витражиста Алены Шлихтинг.


Работа над проектом началась со знакомства с постройкой и техническим заданием, принятыми ранее наработками, идеями и материалами. Главной задачей стала разработка художественного оформления храма. Молодые художники-монументалисты могли заниматься любой оформительской деятельностью от подсвечников до ландшафтного дизайна, основываясь на своих желаниях, умениях и требованиях кураторов проекта.


Студентами кафедры монументального искусства СПбГУПТД были предложены решения витражей для оконных проемов храма, решение фасада и дизайн фонарей для прихрамовой территории. Часть разработок команды петербургского вуза были приняты на дальнейшую разработку и реализацию.

Так, Анастасия Баутина и Екатерина Жилко разработали варианты оформления оконных проемов витражами в техниках тиффани и фьюзинг, использовав в работе принятые ранее узоры Херсонесского Собора.

— Задача состояла в том, чтобы гармонично вписать в оконные проемы витраж определенных размеров. Такие окна выполняют важную роль в храме — это источник света. Чтобы света в храм проникало достаточно, витражи должны иметь высокую светопропускную способность. Я разработала два варианта эскизов витражей, опираясь на херсонессикие орнаменты. Референсами цвета стали цвета катакомбной живописи, которые будут присутствовать в отделки интерьера храма. Первый вариант более простой в исполнении, в нем присутствуют плавные линии и переплетения. На другом витраже присутствует узнаваемый византийский крест. Окна обоих эскизов витражей планируется выполнить в технике Тиффани и фьюзинг, — поделилась Екатерина Жилко.




Анастасия Баутина добавила, что разработка витражей была очень важна, так как это было одно из пожеланий инвесторов, а поставленная задача была не из легких: окна очень маленькие, а размер самого стекла составлял всего лишь 24×64 см. Такой размер диктует несколько препятствий: невозможность слишком детальной проработки элементов и необходимость проработки воздушности витража. Также важно было использовать и переработать византийские орнаменты, которые предполагается использовать в оформлении всего храма.



— Я разработала витражи, которые состоят преимущественно из прозрачного рельефного стекла с небольшим включением цветного, для того, чтобы внутрь проникало как можно больше света. Такой витраж предполагает смешение техник: росписи обжиговыми красками, фьюзинга и Тиффани. Во всем фасаде чередуются более наполненные и более «легкие и пустые» орнаменты. Также я сделала техническую разбивку по стеклам и предоставила картон витража в натуральную величину, — объясняет Анастасия Баутина.

Николь Пушкарева занималась оформлением двух уровней фасада и барабана храма. В основе работы так же использовались узоры Херсонесского собора, стилизованные под технику сграффито, утвержденную архитектором.

— Я учитывала модерновый стиль постройки, размеры созданного мною орнаментального обрамления окон и главного входа в храм, в том числе узоры и их колористические решения. Как художник-монументалист я с экспертами решала вопрос маленьких окон первого уровня фасада: это окна с тимпаном на уровне портала, подвязанные к цоколю, и те, что находятся ближе к кровли, а также трапециевидных окон второго уровня, их мы видим в треугольниках выше кровли. Я ставила перед собой цель сохранить единство и целостность фасада. В отдельном изображении нижнего окна я представила решение в виде цветочного узора над цоколем, а также заполнила промежуток между «ножками» окна фактурами в поддержку цоколя. Геометрический узор, который мы видим под цветочной аркой этого окна, использовался мной далее в верхних окнах между вертикальными цветочными узорами, которые подвязывают верхние окна к кровле. Ну и, конечно, главный символ храма — узор с крестом, который мы прослеживаем по всей горизонтали нижнего рядя окон и портала.

Орнамент над цоколем был так же пущен под кровлей. Цветочный орнамент здесь основной, он был так же применен мной под кровлей второго уровня и при оформлении окна барабана. Убрав чертеж здания, мы увидим, как орнаменты красиво складывают его очертания и повторяют уникальную, необычную форму храма, — рассказывает Николь.






Анастасия Борисова взялась за решение ландшафтной среды и предложила дизайн витражных фонарей с подсветкой в бетонном каркасе.