Применение нейросетей в писательском мастерстве и книгоиздании обсудили на форуме в СПбГУПТД

24 апреля

В Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна прошел Второй перспективный форум новой книжной индустрии «Жизнь книги в мире гибридных технологий». Событие организовано совместно с журналом «Книжная индустрия» и АО «Первая образцовая типография», партнерами выступили Ассоциация книгоиздателей России, Ассоциация книгораспространителей и Санкт-Петербургский Дом Книги. На дискуссионной площадке в СПбГУПТД встретились писатели, руководители национальных и региональных книжных издательств, а также крупнейших книготорговых сетей, чтобы обсудить, как книгоизданию совместить новые технологии и вечные смыслы искусства и как эти две противоположности соединяются, формируя новое понимание творческого процесса.





«Нейросети существенно влияют на все процессы рождения и жизни книги. И это уже переросло формат экспериментов, в связи с чем перед книжной индустрией открываются не только благоприятные перспективы, но и существенные риски. Искусственный интеллект подменяет человека, и это оказывает серьезнейшее давление на феномен книги в обществе, систему подготовки кадров для книжной индустрии, меняет читателя, книжную торговлю, библиотечное и библиографическое дело. Наш Форум — это комплексная неформальная дискуссия, основную тему которой можно определить так: «Искусственный интеллект — без риска для жизни», — руководитель направления информационного представительства СПбГУПТД, научный руководитель Форума Константин Антипов.

По мнению руководителя и главного редактора издательства «Альпина Нон-фикшн» Павла Подкосова, чтобы идти вперед, необходимо использовать современные решения: «Это не гипотеза, а аксиома. Внедрение искусственного интеллекта в издательские процессы — это уже не рассуждения о будущем, а необходимое условие оставаться современной, воспринимающей прогресс компанией. Разумеется, искусственный интеллект не решит все наши задачи, но он становится эффективным и технологичным инструментом на разных этапах подготовки и продвижения книги».

Генеральный директор издательства «ЭКСМО» Евгений Капьев отмечает, что инициативы по развитию искусственного интеллекта являются сейчас центральными в разных индустриях, однако это тот инструмент, использование которого может, как сильно ускорить развитие отрасли, так и навредить, поэтому тщательный и взвешенный подход к внедрению ИИ крайне важен.

Об использовании нейросетей авторами говорит писательница Вера Богданова: «Пока искусственный интеллект никак не сможет заменить человека в том, что касается творческой работы. Он может стать инструментом, причем, не основным, но заменить — вряд ли. ИИ может написать рассказ, но этот рассказ будет лишен нестандартных ходов или, в других случаях, человеческой логики. Искусственный интеллект не может написать от лица человека, потому что он не может понять человеческой эмоциональной логики. Он даже не различает запахи».

Искусственный интеллект и творчество могут показаться противоположными понятиями, но, на самом деле, они способны создавать потрясающие и гармоничные сочетания, считает куратор MM, MA, Sotheby’s Institute of Art Certified (Нью-Йорк/ Лондон), член Международной ассоциации искусствоведов Анна Воронкова. «В эпоху цифровой гипертрансформации книжной индустрии это удивительное взаимодействие формирует будущее книги в самых интересных и непредсказуемых сценариях. Воздействие нейросетей и Big Data на экономику книжной индустрии открывает участникам рынка удивительные перспективы», — добавляет спикер.

Своим мнением на тему делится директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, филолог, литературный критик, профессор Российского государственного гуманитарного университета Дмитрий Бак. Эксперт считает, что искусственный интеллект — это агрессивная имитация творчества, вытесняющая из поля социальных и персональных практик все теоретически возможные неимитационные действия. «Результат применения нейросетей и больших баз данных — тот же механизм имитационного вытеснения. Вектор движения к энтропии, полной деперсонализации здесь очевиден», — высказывается эксперт.

Директор производства издательского сервиса Rideró Мария Рявина соглашается с тем, что стремительное развитие технологий искусственного интеллекта не только предоставляет новые возможности во всех сферах профессиональной деятельности, но порождает множество проблем. Среди них эксперт называет нарушение авторского права, конкуренцию автора-человека с нейросетями и идеологическую предвзятость.

Автор проекта «Классическая литература в графических романах» Александр Полторак говорит о широком применении искусственного интеллекта при создании художественного контента, которое в ближайшие годы однозначно изменит ситуацию на книжном рынке:

«Развитие массового применения искусственного интеллекта при создании арт-контента приведет к полной девальвации ценности массового «штампованного» продукта и к росту ценности авторских уникальных произведений. Роль издательств также сильно изменится от банального тиражирования в сторону медиаагентств, инвестирующих средства в создание и продвижение уникального контента. Создавая видеокнигу «Преступление и наказание» нам понадобилось дорисовать небольшие фрагменты на некоторых изображениях и перерисовать некоторые картинки в другом соотношении сторон. Для ускорения рабочего процесса мы попытались использовать нейросети. Результат был удручающим — в 95% случаев не получилось ничего. В итоге дорисовывали вручную. Причина проста — не типовое оригинальное изображение. И даже загрузка всех наших картинок не смогла дать достаточно данных».

Спикеры также обсудили разработку этических и юридических рамок использования нейросетей, в частности вопрос о правах на интеллектуальную собственность, качество генерируемого с помощью нейросети текста, экономические последствия в части влияния искусственного интеллекта на рынок труда в сфере книгоиздания, а также риск унификации и потери уникальности литературного контента.





Еще одним мероприятием Форума стала встреча в Санкт-Петербургском Доме Книги издателей и книготорговцев из Москвы, Петербурга, Архангельска, Рыбинска, Вятки, Ростова-на-Дону, Казани, Махачкалы, Якутска и других городов. Эксперты обсудили вопросы взаимодействия и продвижения книги и чтения, новые стратегии развития книжной отрасли как важнейшей сферы культуры и интеллектуального потенциала страны. Университет промышленных технологий и дизайна в дискуссии представили руководитель направления информационного представительства СПбГУПТД, научный руководитель Форума Константин Антипов и директор Высшей школы печати и медиатехнологий СПбГУПТД Наталья Лезунова.

«Искусственный интеллект все активнее вторгается в самые разные сферы деятельности. Возможности его применения в библиотечном деле открывают новые перспективы в работе таких традиционных хранилищ информации, как библиотеки. Трудно переоценить возможности ИИ в обеспечении процессов, всегда отнимавших львиную долю времени, сил и внимания библиотекарей: обработка данных о читателях и фондах, присвоение индексов при каталогизации, составление аннотаций и отчета о деятельности библиотеки, ведение документооборота. Способность ИИ проводить анализ цены и качества книжного ассортимента приведет к улучшению комплектования. Использование ИИ не только заметно ускорит течение этих процессов, но и обеспечит их точность и безукоризненность оформления, а также освободит время библиотекарей для креативного, интеллектуального труда. Помимо решения вышеназванных задач, которые можно назвать техническими, ИИ способен плодотворно участвовать и в реализации более сложных проектов. Применение нейросетей в подготовке иллюстративного материала для выставок и массовых мероприятий поднимает их уровень. Возможность ИИ распознавать тексты забытых языков и плохо читаемых рукописных текстов открывает возможность введения в научный оборот новых знаний. Однако нельзя не учитывать, что в настоящее время применение ИИ зависит от возможностей библиотек, а также от государственной политики в этой области и уровня разработки законодательных актов, связанных с развитием ИИ в различных сферах человеческой деятельности», — считает Наталья Лезунова.




Кроме того, в программу Форума вошел диджитал-баттл для студентов графиков-дизайнеров на тему «Чехов с нами». Участники выполняли графические работы при помощи технологий искусственного интеллекта и нейросетей. Победителем стала команда студентов Высшей школы печати и медиатехнологий СПбГУПТД, которую представили Виктория Ковачевич, Екатерина Якубовская и Анастасия Кокорева. Работа была выполнена под руководством доцента кафедры графики СПбГУПТД Олега Фахрутдинова. Всего в баттле приняли участие шесть команд из вузов и колледжей Петербурга.




Сегодня Северо-Запад России в области подготовки специалистов полного цикла для медиаиндустрии и издательского дела представляет единственное учебное заведение — Университет промышленных технологий и дизайна, выступивший организатором мероприятия. Петербургский вуз в лице своего структурного подразделения — Высшей школы печати и медиатехнологий (ВШПМ) — охватывает весь спектр востребованных книжной и медийной сферой компетенций и профессий: от редакторов и издателей до полиграфистов и художников-оформителей. История ВШПМ — это почти восемь десятилетий поступательного развития в ногу с отраслью. Сегодня образовательный процесс здесь представляет собой сплав направлений и профилей подготовки, от традиционных до цифровых, для обеспечения всех стадий изготовления книги и ее распространения на современном рынке.